• Межрегиональная общественная организация
    Межрегиональная общественная организация «Здоровье нации и эколого-паразитологическая безопасность»

Пятый Невский международный экологический конгресс

17–18 мая 2012 г. в Санкт-Петербурге прошел пятый Невский международный экологический конгресс, организованный Межпарламентской ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Организацией объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Организаторы пятого Невского
международного экологического конгресса

 

Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ)

Является международной парламентской организацией, которая содействует развитию сотрудничества национальных законодательных органов государств – участников СНГ. МПА СНГ была образована 27 марта 1992 года как консультативный институт для рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ уделяет вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств — участников СНГ.

Результатом этой работы являются принимаемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законодательные акты и рекомендации, которые представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты.

МПА СНГ имеет официальный статус межгосударственной организации и обладает правом заключения международных договоров с другими субъектами международного права. За годы работы МПА СНГ заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организаций мира, в числе которых Организация Объединенных Наций, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, другие межпарламентские организации, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирная организация интеллектуальной собственности и многими другими.

Председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко.

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Является верхней палатой Парламента Российской Федерации. Основная функция — осуществление законодательных полномочий. Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы. Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

• Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

• в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

21 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избрана Валентина Ивановна Матвиенко

 

Организация Объединённых Наций по промышленному развитиюЮНИДО

UNIDO - United Nations Industrial Development Organization

Является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций (с 1985 года), уполномоченным содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству. Деятельность ЮНИДО направлена на повышение качества жизни неимущего населения мира путем использования совокупных глобальных ресурсов и международного опыта.

Сеть специализированных отделений ЮНИДО, как в отдельных странах, так и региональных, охватывает весь мир. Отделения по содействию инвестированию и передаче технологий (ITPO/IPU) призваны способствовать направлению инвестиций и технологий в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Через сеть национальных центров и программ более чистого производства, созданных ЮНИДО и ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), правительствам стран и бизнесу оказывается содействие в формировании новой природоохранной промышленной политики.

ЮНИДО пропагандирует стратегию «Зелёная Промышленность» и является ведущим в системе ООН поставщиком услуг по повышению энергоэффективности, ресурсосбережению, переработке отходов в промышленности и поощрению использования возобновляемых источников энергии.

 

Тема конгресса:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В программу проведения пятого Невского экологического конгресса вошли пленарные сессии, в ходе которых рассмотрены вопросы формирования экологических основ устойчивого развития общества, пути и способы гармонизации стимулов экономического роста и требований экологической безопасности с целью повышения качества жизни и охраны здоровья человека, определения долгосрочных задач, связанных с реализацией выбранных приоритетов. В рамках заседаний тематических «круглых столов» конгресса состоялась широкая дискуссия и обмен опытом по вопросам:

• совершенствования международно-правовых основ экологической безопасности в системе устойчивого развития;

• трансграничного сотрудничества в природоохранной сфере для устойчивого развития регионов;

• внедрения экономических механизмов регулирования и управления в сферах повышения энергоэффективности, снижения природоемкости производства и обращения с отходами в условиях инновационного развития;

• реализации экологических приоритетов социальной сферы для повышения уровня здоровья населения;

• формирования экологической культуры населения и экологического образа жизни;

• совершенствования систем комплексного экологически безопасного управления водными ресурсами;

• повышения роли образования и науки в решении экологических проблем;

• повышения эффективности взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества вреализации экологической политики.

В заседании Круглого стола №6 принял участие член     МОО «ЗНЭПБ» Пригодин А.В. с докладом – «Эколого-эпидемиологическая безопасность водных объектов РФ. Проблемы. Состояние. Эффективные технологические решения».

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 6 (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Таврическая ул., д. 10)
«Комплексное управление водными ресурсами: использование и качество воды»

Ответственные за организацию:

• ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

• Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

• Некоммерческое партнерство «Российское водное общество»

Модераторы:

Карамзинов Феликс Владимирович

генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Володин Игорь Николаевич

глава отдела водных ресурсов Сектора управления природопользованием ЮНИДО

Аксенова Ольга Ивановна  

начальник управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

координатор от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

заместитель директора филиала «Информационно-образовательный центр»

ТРОШЕНКО Дмитрий Владиславович 
координатор от Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

координатор ЮНИДО по Северо-Западу России

СТАРЦЕВ Александр Александрович

координатор от Некоммерческого партнерства «Российское водное общество»:

председатель правления

КАТКОВ Александр Павлович

координатор от Секретариата Совета МПА СНГ:

заместитель начальника экспертно-аналитического управления

МИХАЙЛЮК Виктор Николаевич

 

Доклад  эксперта МОО «ЗНЭПБ» по вопросам эпидемиологической безопасности и очистке окружающей среды от загрязнителей биологического происхождения  Пригодина А.В. на заседании Круглого стола №6  

Эколого-эпидемиологическая безопасность водных объектов РФ.

Проблемы. Состояние. Эффективные технологические решения.

Хозяйственная деятельность человека, индустриализация, развитие крупных аграрных животноводческих комплексов, процессы урбанизации и глобализации увеличивают антропогенную нагрузку на природу. Помимо благ, приносимых человечеству, они порождают целый ряд проблем, в частности эпидемиологических, которые, благодаря глобализации, становятся актуальными не только для отдельных регионов, но и влияютна распространение заболеваний вирусной, бактериальной и паразитарной этиологии во всем мире. Эпидемиологические проблемы современности настолько актуальны, что являются предметом обсуждения на высшем международном уровне во всех сложившихся форматах. Эта проблема обсуждалась на Токийском, и Петербургском саммитах G8.

Проблему распространения инфекций невозможно купировать исключительно медицинскими мероприятиями. Высокие уровни миграции населения и урбанизации порождают концентрацию  инфекционного и инвазионного материала на эпидемически опасных объектах, и как следствие необходимость эколого-эпидемиологических мероприятий, таких как дезинфекция, дезинвазия и др., позволяющих прерывать циркуляцию возбудителей инфекций в природе. Иными словами для обеспечения эпидемиологической безопасности водных объектов необходимо полное обезвреживание стоков поступающих в водные объекты.

Действующее в настоящее время законодательство РФ вменяет в обязанность юридическим лицам, эксплуатирующим очистные сооружения канализации (ОСК), обеспечивать полное обезвреживание сточных вод и их осадков от всех видов возбудителей инфекций.

Обеззараживание водных объектов от микробиологических возбудителей весьма устоявшийся и довольно традиционный рынок с  довольно широким кругом производителей, действующих веществ и торговых марок. Всего на рынке РФ зарегистрировано более 180 наименований дезинфектантов. В основе всех дезинфекционных мероприятий лежат биологические отличительные свойства микроорганизмов и млекопитающих, а именно, более высокая, чем у микроорганизмов, устойчивость млекопитающих к воздействию агрессивных факторов окружающей среды. Подавить бактериальные и вирусные штаммы можно, не нанося вреда человеку.

Особую опасность представляют трудно диагностируемые, имеющие длительный латентный период протекания заболевания, возбудители которых, устойчивы к воздействию агрессивных факторов окружающей среды. Все эти признаки полной мере относятся к паразитарным инфекциям.

Сложнейшей эколого-эпидемиологической проблемой считается обеззараживание водных объектов от возбудителей паразитарных инфекций. По этой причине сконцентрируемся на проблеме паразитарных инфекций или инвазий.

Паразитарные болезни (далее - паразитозы) стоят на 4-м месте по причиняемому ущербу среди всех болезней человека. Паразитарными болезнями поражены почти 3 миллиарда человек, из них ежегодно гибнет около 1,5 мил. человек. В России ежегодно регистрируется менее одного миллиона больных паразитозами, однако истинное число данных больных, с учетом поправочных коэффициентов, составляет 20 миллионов.

По данным опубликованным в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году»,на территории РФ генерируется  47 921 млн. м3   сточных вод. При этом сброс загрязненных сточных вод возрос на 2,4% – до 16 239 млн. м(33,9% от общего объема сброса сточных вод). Основной объем загрязненных сточных вод сброшен водопользователями, относящимися к разделам ОКВЭД “Производство и распределение электроэнергии, газа и воды” (54,3%) и “Обрабатывающие производства” (16,5%).  Практически по всем генерируемым на территории РФ стокам практика противоэпидемиологических мероприятий такова.

Все усилия, в работе очистных сооружений канализации сосредоточены на дезинфекции,  профилактическая дезинфекция на объектах повышенной эпидемической опасности проводится обязательно, перманентно, повсеместно и вне зависимости от результатов мониторинга, ни одному директору водоканала не придёт в голову мысль остановить дезинфекцию воды в случае  снижения показателей ниже нормативных. Такое предположение считается «крамольным, безумным и смешным».  Именно по этой причине заболеваемость населения вирусными и бактериальными инфекциями с водным фактором передачи многократно уступает заболеваемости паразитарными болезнями.

В то же самое время в рамках одной и той же юрисдикции, исключение из технологии очистки сточных мероприятий по дезинвазии, или проведение дезинвазии  лишь в случае обнаружения в пробах паразитарных агентов, является для  повседневной практики вод обычным явлением. Так как, обнаружение яиц гельминтов  занятие трудоёмкое, то  «проблемы эффективной работы» паразитологических лабораторий всех устраивают.  Проблема решается только на бумаге «дёшево и сердито» и бороться с этим по мнению специалистов ЖКХ нет ни какого смысла. Такой подход не стимулирует предприятия ЖКХ к внедрению новых технологий! ДЛЯ ЧЕГО! И так всё хорошо! Что до законов,  то как гласит пословица : «На Руси законы святы,………»

В виду биологических свойств паразитов,  обработка очищенной сточной воды хлором, иными хлорпроизводными реагентами или УФО, в дезинфекционных дозировках ни какого дезинвазионного эффекта не даёт.       

Причина в том, что уровень  устойчивости возбудителей паразитарных болезней, а именно жизнеспособных яиц гельминтов, и цист простейших к агрессивным факторам окружающей среды, сопоставим с уровнем устойчивости человека и животного, а у  некоторых  паразитарных агентов - аскарида, токсокара и т.д. выше. К примеру: при обработке воды хлором микроорганизмы погибают в диапазоне концентраций 3-9 мг./л.смертельная доза для человека и животных 50-70 мг./л, для аскариды 210 мг/л. При  обработке воды установками УФО микроорганизмы гибнут при плотности УФ излучения 30-40 МДж/см2 , цисты простейших   и нестойкие гельминты свыше 65 МДж/см2,  яйца аскариды УФО не поражает вообще.  Таким образом,  лишить инвазионной способности яйцо гельминта, с помощью дезинфектантов можно только в дозировках смертельных для человека и животного. Дезинфекционные мероприятия и технологии в стандартных режимах, не оказывают ни какого воздействия на яйца гельминтов.

Традиционные индустриальные технологии основаны на физических принципах обеззараживания, путём создания температуры среды 60-70 0С, при которой происходит гибель возбудителей паразитарных инфекций. Эти технологии характеризуются  высокими эксплуатационными, энергетическими и  капитальными затратами.

Поскольку в сбраживании в метантенках совмещаются два технологических процесса денитрификация (достигается при мезафильном режиме, до 33 0 С) и дезинвазия (достигается при термофильном режиме 55-70 0 С), то при отсутствии контроля, температура в метантенках не поднимается выше 45 0С, а осадок остаётся не дезинвазированным. Термофильное сбраживание в метантенках без мониторинга температурных параметров со стороны контролирующих органов является не более чем декларацией. Сами по себе метантенки не являются технологией обеззараживания от возбудителей паразитарных инфекций, технологией обеззараживания  является термофильный, и дегельминтизационный режимы сбраживания.

Самая большая эпидемиологическая проблема, кроется не в тщательности соблюдения технологических режимов индустриальных технологий дезинвазии, а в практически повсеместном использовании не индустриальных технологий. И сокращение доли индустриальных методов дезинвазии в пользу не индустриальных.

В результате, на сегодняшний день, наибольшее распространение на территории РФ имеют неиндустриальные методы дезинвазии осадка, основной, из которых, депонирование осадка на иловых площадках. Этот технологический процесс давно превратился из дезинвазионного процесса, в инвазионный. Депонирование осадка требует жесткого соблюдения законодательства и по букве, и по сути. Здесь история повторяется! Всем известна «российская законопослушность»! Говорить о всех нарушениях в этой сфере не хватит времени! Начать следует с метаморфозы  фразы «НЕ МЕНЕЕ» написанной в законе,  на фразу «НЕ БОЛЕЕ» используемой в правоприменительной   практике при определении сроков депонирования осадка в различных климатических зонах! Как результат осадок в субтропиках, районы черноморского побережья Краснодарского края, где яйца гельминтов выживают в почве в течение 5-7 лет, осадок депонируется в течение 1 года! А затем вывозится в необеззараженном виде на поля и виноградники! Закончить тем, что, согласно нормам  законодательства РФ, сроки депонирования определяются экспериментальным путём для каждых ОСК в отдельности, а при вывозе осадка должны проводиться паразитологические исследования каждой партии, в независимых аккредитованных лабораториях! Именно так и осуществляется контроль в развитых странах Европы и Северной Америке. Ни чего из этого в РФ не делается, а если и делается, то с очень значительными нарушениями. В последнее время, на страницах специальных изданий, и в докладах специалистов паразитологов всё чаще звучит мысль о  том, что сохранение такого анахронизма, как не индустриальные методы дезинвазии тормозит развитие научно-технического прогресса в этой отрасли, и является питательной средой для коррупции.

Сложившаяся практика мониторинга и контроля не побуждает предприятия ЖКХ к внедрению новых технологий обеззараживания водных от возбудителей паразитарных инфекций. При этом предлагаемые МУ технологии позволяют обрабатывать 100% стоков с эффективностью 96-99%. Обследования ОСК, использующих традиционный набор технологий обеззараживания, на предмет эффективности обеззараживания сточных вод от возбудителей паразитарных инфекций, показал, уровень эффективности работы ОСК находится в пределах 10-67%. Мониторинг ОСК, использующих современные обеззараживания от возбудителей паразитарных инфекций, показал диапазон эффективности 96-99,9%.

Казалось бы, собрав воедино все проблемы мониторинга и диагностики  паразитарных заболеваний необходимо было бы сосредоточиться на профилактики последних,  и , тщательном,  контроле технологических параметров дезинвазионных мероприятий, что и было сделано давно, но не у нас в России,  а в Европе и других развитых странах. Не смотря на то, что  законодательство РФ предписывает проводить полное обеззараживание объектов повышенной эпидемической опасности, которое включает в себя дезинфекцию и дезинвазию. Эксплуатирующие организации ЖКХ старательно  сводят обеззараживание лишь к дезинфекции, декларируя  дезинфекционные мероприятия, как дезинвазионные. Хотя ни один пункт, нормативно правовой документации, регламентирующий паразитологию не предусматривает применение хлора для дезинвазии, без подогрева сточной воды до 50С, специалисты ЖКХ похоже, даже, не ведают о таких тонкостях законодательства РФ. Вне всякого сомнения «сложившиеся отношения» способны «корректировать статистику», но они не в состоянии повлиять на способность возбудителей паразитарных инфекций поражать людей, прежде всего детей.

Мрачноватая картинка получается! К сожалению любая саморегулируемая система, при отсутствии коррекции, стремится к энтропии. В эпидемиологии это правило работает с экологической неизбежностью.

    Считаем необходимым внести следующие предложения:

1. С вступлением действие «Федерального закона  о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 22 декабря 2008 г. контроль, за первичной профилактикой паразитарных болезней на территории РФ был практически утрачен.  Считаем необходимым  изъять из юрисдикции данного закона предприятия и организации, юридические лица эксплуатирующие объекты повышенного эпидемического риска.

2. Считаем необходимым исключить из законодательства РФ всех уровней  регламент технологий,  контроль технологических параметров которых, не представляется возможным, ввиду их многофакторности  и не  формализуемости критических технологических параметров, а как следствие не контролируемости. Ярким примером являются неиндустриальные технологии (депонирование осадка, обсемененного яйцами гельминтов, на иловые площадки). При формировании нормативной методической документации перейти на принципы НДТ.

3. Необходимо создание системы автоматизированного контроля технологических параметров дезинвазии с использованием единого диспетчерского центра (ЕДС), с формированием системы общественного контроля за деятельностью предприятий, эксплуатирующих объекты повышенного эпидемиологического и экологического рисков. Подобная система позволит исключить коррупционный фактор при контроле за деятельностью предприятий ЖКХ позволит стимулировать российское ЖКХ к внедрению передовых технологий дезинвазии.

            4. Современное развитие индустриальных технологий дезинвазии позволяет, при обеззараживании объектов повышенного эпидемического риска, от возбудителей паразитарных болезней,  отказаться от неиндустриальных методов дезинвазии.  Дальнейшее сохранение неиндустриальных методов дезинвазии в перечне дезинвазионных технологий, лишает предприятия и организации, эксплуатирующие объекты повышенного эпидемического риска, стимулов к повышении качества очистки окружающей среды от биологических загрязнений.

 

Благодарю за внимание!